КОНСАЛТИНГ, ТРЕНИНГИ, СЕМИНАРЫ, ПОДБОР И ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

Статьи / Кнут не в моде, а пряник дорог. Ещё раз о мотивации персонала

версия для печати

Автор:
Тема: Мотивация персонала

«Кто прожекты станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю», - грозил Петр I чиновникам. Иными словами, мотивировал подчинённых на трудовые подвиги. В наше гуманное время за сляпанные абы как прожекты никто кнутом не дерёт. Более того, старый как мир метод кнута и пряника теперь считается недостаточно действенным, да и немодным. Современные специалисты по кадровому менеджменту предлагают целый спектр средств, позволяющих воодушевить сотрудников на трудовые подвиги: бонусы, конкурсы, страховки, курсы английского, бесплатные обеды…

Какие же приёмы мотивации персонала сегодня наиболее актуальны? Разобраться в этом решили специалисты Superjob.ru. 

 

Вдохновлять или обучать?
Что проще: обучить мотивированного сотрудника или мотивировать обученного? Взять на работу молодого энтузиаста, в обучение которого придётся вложить немало времени и сил, или зрелого профессионала, который больше интересуется бонусами, чем результатом? Вопрос дискуссионный. В западных компаниях предпочтение отдаётся первому варианту – там охотно берут на стажировки выпускников вузов, и самые успешные стажёры становятся штатными сотрудниками. В России всё не так однозначно: отечественные компании редко берутся за обучение юношей и девушек с горящими глазами, да и вкладываться в мотивацию уже обученных тоже не спешат. По данным опроса Superjob.ru, почти половина (42%) российских работников жалуется, что руководство фирмы никак не мотивирует их на трудовые подвиги. Впрочем, работодателей, уделяющих внимание мотивации персонала, всё же больше. И способы, выбираемые ими, для того чтобы зажечь энтузиазм в работниках, довольно разнообразны.

Старо как мир
«Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь её потерять», - считал Генри Форд. Сегодня это утверждение звучит спорно, зато быстро спускает с небес на землю теоретиков, увлекающихся рассуждениями о важности социальной и психологической мотивации. Методы мотивации персонала совершенствуются, нематериальному стимулированию придаётся всё большее значение, однако материальная компенсация всё же приоритетна, считают эксперты, поскольку именно она удовлетворяет базовые потребности человека – потребность в пище, жилье, безопасности. 

 


Какую зарплату платить специалисту, чтобы он работал с максимальной отдачей? Говорят, нет ничего более деморализующего, чем маленький, но постоянный заработок. Убедиться в справедливости этого можно, побывав, например, в районной поликлинике. Именно поэтому сегодня всё больше компаний склоняется к гибкой системе оплаты труда, учитывающей вклад конкретного человека в общее дело. В основе такой системы лежит простая схема: оклад плюс бонус. Бонусом может быть процент от продаж, премия за выполнение или перевыполнение плана, а также доплата за особые достижения или стаж работы в компании. При этом главное в таких схемах – прозрачность. Менеджер по продажам должен отчётливо понимать, почему его доход пока ниже, чем у коллеги, и что нужно сделать, чтобы достичь желаемой финансовой планки. 

Но очевидно и то, что одна лишь материальная мотивация не слишком надёжна. Расходы растут пропорционально зарплате, а потому зарплата выше средней по рынку, хоть и удержит специалиста в компании, но мотивировать его к эффективной работе будет лишь несколько месяцев, после чего наверняка потребуются дополнительные стимулы.

Обеды, спортзал, страховка…
Добровольная медицинская страховка, абонемент в фитнес-клуб, бесплатные обеды, прививки от гриппа, скидки на турпоездки, служебный автомобиль, мобильный телефон – во многих успешных компаниях не жалеют средств на повышение лояльности сотрудников, а значит, на снижение кадровой текучки. Между тем, по данным Исследовательского центра Superjob.ru, сами сотрудники не считают подобные условия решающими при устройстве на новую работу, а скорее рассматривают их как преимущество при прочих равных. 

Впрочем, в большинстве случаев «натуральная» мотивация работает не только на удержание работников в компании, но и на их эффективность. Сотрудник, который трижды в неделю меняет офисный костюм на спортивный, реже уходит на больничный. А такая опция, как медицинское страхование, окончательно убеждает работника в том, что он трудится в солидной компании, заботящейся о его здоровье и благополучии.

Учиться, учиться и учиться
По данным исследовательского центра Superjob.ru, больше половины специалистов (54%), если бы у них была возможность выбрать себе компенсационный пакет, предпочли бы возможность обучения за счёт компании. Однако расходы по оплате второго высшего образования или MBA готовы взять на себя немногие работодатели. А среди тех, кто берётся обучить работника за свой счёт, многие включают в трудовой договор пункт о том, что в случае увольнения работник обязуется вернуть компании затраченные на его образование средства. И это понятно: никому не хочется взращивать персонал для конкурентов. 

Заметно легче работодатели идут на расходы, связанные с разного рода тренингами, курсами повышения квалификации, семинарами, вебинарами и дистанционными обучающими программами. Все они являются и отличным мотивирующим средством, и напрямую влияют на качество работы сотрудников. Например, двухдневный тренинг по продажам в загородном отеле не только научит приёмам активных продаж, но и позволит сотрудникам немного отдохнуть и почувствовать себя единой командой.

Как мотивировать недорого
Наконец, нематериальная мотивация – всё то, что вдохновляет работников на труд, но не требует значимых финансовых затрат. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что без нематериальной мотивации даже очень хороший компенсационный пакет не включит энтузиазм в работнике на полную мощность. Возможность испытать действенность нематериальных приёмов мотивации работодателям дал минувший кризис: многим компаниям пришлось на время забыть о полисах ДМС и корпоративах, зато вспомнить о командном духе и миссии компании. 

Признание и одобрение начальства и сослуживцев – важный момент для большинства сотрудников. Любой специалист, годами выполняющий свои обязанности в одной и той же должности, постепенно потеряет интерес к деятельности и энтузиазм. На помощь может прийти карьерная мотивация и всё, что с ней связано (красивая должность на визитке, персональный кабинет, интервью в корпоративной газете и прочие атрибуты успешной карьеры). Поэтому даже если нет возможности повысить сотрудника в должности, нужно использовать горизонтальное продвижение (повышение квалификации, разряда, класса и т. д.), сочетая это с такими мощными мотивационными средствами, как обучение и аттестация. 

Ещё одно недорогое средство – почётные грамоты, публичные благодарности и награды. По данным Исследовательского центра Superjob.ru, эффективными такие средства мотивации считают 27% работников. Поводом наградить сотрудника или объявить ему благодарность могут быть результаты проекта или финансового года, профессиональный праздник или юбилей. 

Хорошо действует и такой испытанный приём, как объявление конкурса среди сотрудников, к примеру, «Новичок года», «Лучший отдел», «Лидер продаж». Такие мероприятия пробуждают в сотрудниках дух соревновательности и порой мотивируют не хуже зарплаты. Как показало наше исследование, в подобных конкурсах готовы участвовать три работника из четырёх (75%).

Даже в кризис многие компании не отменили такие традиционные атрибуты корпоративной жизни, как новогодние вечеринки, юбилеи компании и т. д. И не зря: общение с коллегами в неформальной обстановке объединяет коллектив. 

А вот гибкий график не является в России популярным методом мотивации. В некоторых западных компаниях особо отличившимся сотрудникам предоставляется возможность один раз в неделю работать дома. В России же большинство работодателей уверено, что без ежеминутного контроля люди будут работать неэффективно. Между тем, по данным Исследовательского центра Superjob.ru, 42% сотрудников отечественных компаний в качестве мотивирующего средства предпочли бы дополнительный выходной или возможность более позднего прихода или раннего ухода с работы, ещё 37% заинтересованы в гибком графике.

Главное – интерес
«Когда идёт работа, спать неохота», - гласит русская народная пословица. Очевидно, что мощным средством нематериальной мотивации является интерес к делу, который, несомненно, нужно поощрять, ставя перед специалистом новые интересные задачи. Например, вчера event-менеджер участвовал в организации внутрикорпоративного семинара, сегодня он успешно занимается подготовкой к выставке, а завтра уже организует масштабную клиентскую конференцию на несколько сотен человек. Удовлетворенность от сделанного и чувство уверенности в собственных силах мотивируют гораздо лучше бесплатных обедов и корпоративов.

Специалист, не нуждающийся в сложных мотивационных приёмах, - самый ценный сотрудник. Так называемая внутренняя мотивация определяется глубоким интересом специалиста к выбранной профессии. Решение новых задач, приобретение опыта и оттачивание специальных навыков волнуют такого специалиста ничуть не меньше, а то и больше компенсаций и бонусов. Такой сотрудник – настоящая находка для компании. Но это скорее вопрос подбора, нежели мотивации…

 

 

Источник: Superjob.ru


Поделитесь с друзьями и коллегами!

 
Copyright © 2006-2017 ООО "Интеллект Cервис" Rambler's Top100