КОНСАЛТИНГ, ТРЕНИНГИ, СЕМИНАРЫ, ПОДБОР И ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

Статьи / Шаблоны и субъективность при принятии на работу:«Мне не нужны неудачники!»

версия для печати

Автор: Cысоева Дарья
Тема: Подбор персонала, hr

В знаменитом произведении Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес» главная героиня играла в крикет с королевой необычным способом: шарами служили ежи, а молотками – фламинго. Алиса понимала, как сложно играть, когда все живое. Фламинго постоянно изгибались, а ежи укатывались в неправильном направлении.

Работа рекрутера очень часто напоминает описанную выше ситуацию. Ведь специалистам по персоналу так же приходится иметь дело с живыми людьми. Люди могут передумать, быть в плохом настроении, подыграть и вообще часто непредсказуемы.

А что касается личности самого специалиста по подбору персонала? Ведь каким бы профессионалом не был человек, он всегда остается в первую очередь человеком, ему присущи все те качества и недостатки, которыми наделены и соискатели.

Сегодня мы поговорим об ошибках восприятия, которые могут сложить неправильное мнение о человеке, сидящем перед вами. Эти сведения взяты из социальной психологии и вполне могут быть применимы к сфере human research.

Психологи выделяют следующие эффекты и стереотипы восприятия:

1. Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) — общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.

Например, общеизвестен стереотип, что красивые люди очень амбициозны. Или наоборот, если у человека неопрятный внешний вид – значит это плохой человек.

Все мы мыслим стереотипами, которые навязывает нам общество и от этого не уйти. Но на собеседовании нужно максимально отойти от обобщений и делать вывод о конкретном человеке в конкретной ситуации.

2. Эффекты последовательности.

Очень часто какой-то из этапов общения может повлиять на все остальные. Например, если в середине собеседования кандидат проявил какую-нибудь неловкость (у него громко зазвонил телефон, он пролил кофе, уронил предмет со стола), то это будет проходить красной линией через все собеседование.

3. Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) — первая информация переоценивается по отношению к последующей.

Наверное, самый известный стереотип. «По одежке встречают…» - это знают все, и, кто бы что ни говорил, чаще всего так и происходит.

Именно поэтому нужно тщательно продумывать свой внешний вид для собеседования. Существуют целые талмуды о том, что одевать, а что нет, и их, кстати, не лишне почитать.

С другой стороны, бывают случаи, когда человек оказывается в непредвиденной ситуации, и у него нет возможности преобразовать свой внешний вид.

К нам в агентство пришел мужчина на вакансию регионального менеджера. Он был приятен в общении, опрятен, чувствовался профессинализм, но одно не давало покоя.. его грязные черные руки. Рекрутер на протяжении всего собеседования старался этого не замечать, но это бросалось в глаза, и он почти сделал вывод, что это не наш кандидат. В конце концов, кандидату был задан вопрос в лоб. Оказалось, что, когда он ехал на собеседование, у него сломалась машина, и он, как ни старался, не смог сразу отмыть всю грязь.

Рекрутеру всегда стоит учитывать этот эффект при собеседовании, и не делать скоропалительных выводов.

4. Эффект новизны — новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.

Однажды одна известная компания заказала нам подобрать специалиста на топовую должность. Кандидат прошел все этапы и почти был принят на работу. Но неожиданно ему был сделан отказ. Причиной послужило то, что в одной из социальных сетей были найдены фотографии с корпоратива, где кандидат был в «нерабочем» состоянии. Это оттолкнуло потенциальных работодателей, хотя до этого кандидат считался почти идеально подходящим на должность.

Помимо эффектов восприятия существует также эффект памяти, который влияет на выбор кандидата. В психологии он называется «эффект края» и означает, что лучше всего запоминается начало и конец события либо истории.

Таким образом, если на специалист собеседует сразу нескольких кандидатов, то лучше всего запоминаются кандидаты, которые были в начале и в конце встреч. Этот факт также стоит учитывать, так как, поддавшись этому эффекту, можно упустить действительно подходящего специалиста.

Есть такой анекдот, отражающий самую крайнюю степень субъективности при приеме на работу.

«Менеджер по персоналу приносит руководителю увесистую стопку резюме, полностью подходящих на вакансию.

- Все эти резюме полностью подходят на вакансию. Но вам придется долго их изучить, чтобы выбрать лучшего.

Руководитель молча подходит к стопке, вытаскивает три случайных листа, и говорит, что вот на этих кандидатах мы и остановимся. На немой вопрос менеджера по персоналу он говорит.

- А что? Мне не нужны неудачники!

 

При перепечатке активная ссылка на сайт http://www.intservis.ru/ обязательна.


Поделитесь с друзьями и коллегами!

 
Copyright © 2006-2017 ООО "Интеллект Cервис" Rambler's Top100