КОНСАЛТИНГ, ТРЕНИНГИ, СЕМИНАРЫ, ПОДБОР И ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

Статьи / Шкурякова Н.Н. Как снизить стресс за счет нового определения работы?

версия для печати

Автор: Шкурякова Н.Н.
Тема: Бухгалтерия

Корпоративные тренинги.

Что для вас работа бухгалтера?

Обычно люди отвечают:

  • Это работа, которая всегда прокормит
  • То, что я должна делать, по сравнению с тем, что я хочу делать
  • Это долг, ответственность, обязательства
  • Это делать то, что мне велит начальник
  • Это рутина, каждый день одно и то же.

Похоже это на то, что думаете о работе вы?

Если да – то эта статья для вас. И хорошая новость: у вас есть еще один резерв для снижения стресса, причем абсолютно незатратный: необходимо пересмотреть свое отношение к работе.

Мы умеем получать удовольствие от результата работы – от красиво составленного отчета, от удачных результатов налоговой проверки. И это очень сильное состояние, очень ценное. А вспомните, когда сам процесс работы доставлял вам удовольствие, и это было важнее, чем результат? Что-то ничего не всплывает в памяти?

У всех нас есть свои представления о чем-либо, которые, по сути, являются некими внутренними фильтрами, через которые мы смотрим на мир. Их называют парадигмами. Часто мы даже не замечаем их существования, и тем более не думаем о том, что они могут искажать мир. Значение, которое мы присваиваем чему-либо, каким-либо понятиям, определяет контекст наших взаимоотношений с предметом этого понятия. Нам очень редко приходит в голову, что мы можем выбирать, какой смысл вложить в то или иное понятие, и за счет этого менять отношение к нему.

Давайте поисследуем, как сложилось у нас уже имеющееся определение работы.

Обратимся к детству. Помните, какое было счастье, когда мама разрешала нам постирать свои носочки? И какая была мыльная пена, как она пахла? И как было приятно ручками елозить в воде и ловить мыло? Что тогда для нас была работа? Это приятное, занятное, это удовольствие. «Представляешь, я умею стирать!» - кричали мы в восторге бабушке.

Потом мы взрослеем, ходим в школу. Нашу работу начинают оценивать, нас сравнивают с другими детьми. Отметки, конкуренция, соперничество становятся важнее, чем процесс узнавания нового. Еще нам поручают выполнение дел по дому, и это наша обязанность. «Сначала сделай уроки и вынеси мусор, а иначе не пойдешь гулять». Формируется отношение: работа – это то, что надо сделать, чтобы разрешили играть. В старших классах учеба становится еще больше ориентированной на результат. Надо хорошо учиться, иначе не поступишь в институт. И учеба (= работа) уже не удовольствие, а долг, стресс, старание, трудности, оценка другими.

На рабочем месте за нами закрепляют обязанности, выделяют зону ответственности, и мы работаем на интересы компании. Ключевыми словами становятся «должен», «результат». Я во что бы то ни стало должен достичь этого результата к этому сроку. Тогда мне заплатят денежное вознаграждение, и на деньги я смогу купить независимость. Конечно, это несколько упрощенная формула, но она отражает суть. Становится важным добиться успеха, признания, мы запоминаем, что работа – это что надо сделать, чтобы получить возможность делать то, что приятно, это требования - с последствиями и наградами.

А в нашей профессии есть дополнительная составляющая такого отношения к работе. Нам говорят: «Бухгалтер – хлебная работа, всегда сможешь заработать. Поступай-ка ты учиться на бухгалтера». Никто не говорит: «Бухгалтер – это супер! Это очень интересно и кайфово!» То есть основная мотивация, которая ведет к работе бухгалтера – это надежный источник денег для того, чтобы на них покупать то, что доставляет нам удовольствие. И мы счастливы, если получили высокооплачиваемую работу, и конечно, «за такие деньги» готовы нести свой крест в виде постоянных стрессов, нехватки времени, перегрузок. Уловили? Если изначально я отношусь к работе только как к источнику средств на существование – то я буду мириться со многим таким, что недопустимо для личности, для которой работа – это КЛАССНО! Это развитие! Обучение! Удовольствие!

Итак, мы работаем, и измеряем свою работу тем результатом, которого достигаем. А куда же пропало ощущение счастья от того, что мы учимся чему-то новому? От этой вкусно пахнущей мыльной пены? Да никуда не пропало, мы просто перестали его замечать, ожидать, признавать и ценить в работе. Наше отношение к работе, сформировавшееся за всю нашу жизнь, говорит о том, что главное – результат, и мы должны принести ему в жертву удовольствие, и вообще, время обучения закончилось, теперь надо отдавать полученные знания. Для того, чтобы достичь нужного результата, мы перестаем считаться с собой – со своим временем, здоровьем, отношениями с людьми.

Это является серьезной предпосылкой стресса, который достиг среди бухгалтеров уровня эпидемии – по оценкам исследования, проведенного Klerk.ru, 60% российских бухгалтеров страдает от стресса.

Новое определение работы.

Исходя из всего вышесказанного, попытаемся понять, что же надо изменить в своем отношении к работе, чтобы она стала для нас мотивирующим фактором, давала энергетический и эмоциональный заряд, доставляла удовольствие и придавала чувство значимости нашей жизни?

Как вы отнесётесь к такому определению работы? «Работа – это процесс развития способностей в процессе получения результатов, что позволяет добиться лучших результатов в будущем». В этом определении есть простота, есть отличные результаты, в обучении – самогенерирующийся интерес и естественное удовольствие, независимо от результатов работы. Слишком часто мы думаем, что удовольствие должно быть принесено в жертву результату, хотя многие из нас по личному опыту знают, что мы работаем лучше, когда это доставляет нам удовольствие. Старое определение работы гласило, что вы берете то, что знаете, и используете для получения результатов ради прибыли. Новое определение говорит о том, что во время работы мы развиваемся, у нас становится больше самого себя. Самые влиятельные мыслители современного менеджмента подчеркивают, что знание в голове работника будет продвигать экономику сильнее, чем любой другой ресурс. Обучение, как и результаты, вносит вклад в конечную прибыль отдельного работника и предприятия. Успеха смогут добиваться компании, научившиеся развивать способности.

То же относится и к человеку. Если в процессе работы мы не уделяем должного внимания повышению своего интеллектуального и профессионального уровня, а просто «исполняем работу», то через некоторое время мы существенно ограничим возможности собственного выбора. Мы не развиваем свои умения, свои возможности зарабатывать деньги. Мы продолжаем жить в постоянном страхе перед мнением о нас начальства, становимся зависимыми экономически и вечно перед кем-то оправдываемся.

Обучение в процессе работы.

Если обучение играет столь важную роль для успеха, то как его организовать? Обучение, посвященное работе, проходит каждую минуту каждого часа на работе. В рабочее время вы должны быть не только «делателем», но и учащимся. Вы также должны обращать внимание на учителя – на сам процесс работы. Тогда директор научит нас уверенному поведению, подчиненный научит управлять, руководитель отдела продаж - переговорам, и каждая задача - оптимизировать работу. И число курсов, на которые вы можете записаться, почти не ограничено. Желание учиться так же присуще человеку, как и желание получать удовольствие. Мы меняемся в соответствии с тем, как работаем. Мы можем не видеть, как происходит обучение, если фокусируемся только на результатах, но через какое-то время, оглянувшись назад, можем сказать, что это произошло.

Что такое учебные цели?

На работе наши цели обычно связаны с результатом: сделать отчет для акционеров, внедрить новую программу, разработать схему перемещения товаров между филиалами, сдать баланс. Даже если мы говорим, что хотели бы научиться зарабатывать больше денег, то это - цель результата. Критерий прост: цель, связанная с результатом - это выполнение работы, которая вызывает перемену во внешнем мире. Обучение – это перемена, которая происходит в самом учащемся. Перемена в понимании, которая произошла благодаря новой информации или новой интерпретации старой, можно считать обучением.

Посмотрите на эти списки.

Цели результата:

1. Найти более высокооплачиваемую работу

2. Сделать баланс

3. Внедрить систему бюджетирования

4. Получить сертификат профессионального бухгалтера

Цели обучения:

1. Освоить метод слепой печати

2. Покончить со стрессом

3. Улучшить навыки общения

4. Научиться отказывать значимым людям

Цели результата описывают внешние достижения, в то время как учебные цели – это изменение способностей. Их достижение само по себе может иметь небольшую ценность, до тех пор, пока новые возможности не будут работать на результат. Перекладка отчетности по МСФО – прекрасный результат, но компетентность, связанная с пониманием МСФО, может позволить вам сделать перекладку практически в любой компании. Обучение происходит внутри человека, и его увидеть непросто до тех пор, пока оно не проявится в виде результатов.

Как же определить свои учебные цели? Старайтесь ясно представить себе, чему вы хотите научиться и для чего, следуйте за своим интересом. Также определите, где будет происходить обучение? Какая часть вашего рабочего опыта лучше всего подходит для обучения? Какие вопросы можно использовать, чтобы сфокусироваться на обучении?

В каких направлениях следует выбирать учебные цели?

Качества. Какие качества нам хотелось бы развить в себе? Инициатива, уверенность, противостояние манипуляциям, творчество. Научиться развить любое качество - это вид учебной цели для каждого.

Понимание. Задайте себе вопрос: «С учетом моих целей, понимание чего лучше и с большей вероятностью поможет мне?» Например, расширить представление о тех же самых МСФО, а не просто заполнение разработанных таблиц по перекладке.

Компетентность. Спросите себя: «Какие навыки – профессиональные и коммуникативные я могу отточить или развить, чтобы достичь высокого уровня результативности? Какие навыки мне необходимы для применения в своей будущей работе? Какие из них я могу получить из опыта работы? Например, это может быть навыки быстрой печати. Или иностранного языка.

Время. Выполняется ли ваша работа вовремя? Насколько хорошо вы представляете себе, сколько времени вам понадобится для завершения всех задач? Ощущаете ли вы себя постоянно в цейтноте? Если это так, то вам стоит подумать об учебной цели, связывающей время, задание и приоритеты.

Стратегическое мышление. Это способность оглядеть свою текущую деятельность с точки зрения долгосрочных целей. Способность сбалансировать свою личную и профессиональную жизнь. Такая учебная цель означает развитие привычки и способности стратегически мыслить там, где это необходимо.

Процесс обучения на опыте

Пример: бухгалтер на участке материалов. Лиза - молодая, застенчивая девушка, только-только начала работать. Что входит в ее обязанности? Получение приходных документов от отдела закупок, контроль, проведение документов в базе, составление актов взаиморасчетов с поставщиками, формирование книги покупок и входного НДС по закупкам, сверка со складами, участие в инвентаризациях, и к 10 числу –закрыть месяц. В отделе закупок работают опытные сотрудницы, с многолетним стажем на этом предприятии. Для них главная задача – обеспечить производство материалами, а бумаги – во вторую очередь. Например, Лиза понимает, что у нее есть проблемы с тем, чтобы получать документы вовремя. Кроме того, когда она звонит в отдел закупок, чтобы выяснить ситуации по «провисшим» предоплатам, ей отвечают, что некогда, потом, сейчас надо ехать к поставщику и так каждый день….

С точки зрения результата, она должна либо стать агрессивной и требовать, либо искать поддержки в каждом случае у главбуха …. Как учащаяся, она ставит для себя учебную задачу – научиться добиваться своих целей без затрат нервной энергии и без привлечения административного ресурса. В частности, она решает освоить навыки уверенного поведения и влияния и подобрать тактичные ходы ко всем работникам службы закупок. Просто установив такую учебную цель, она меняет способ реакции на свою очередную проблему. Вместо того, чтобы в страхе ждать момента, когда ее начинают «отсылать», теперь она приветствует такие разговоры, потому что это единственный способ для нее достичь своей учебной цели. Теперь она не нервничает, не проявляет агрессии. Она держит в голове приемы уверенного поведения, и отрабатывает их с работниками отдела закупок. В результате она много получила от ситуаций, которые раньше пугали ее. То, чему она научилась, принесет ей пользу, как в профессиональном, так и в личном плане.

Как организовать обучение?

Самая распространенная наша отговорка, это: «У меня нет времени». Но красота обучения на рабочем месте в том, что оно происходит одновременно с работой. Вам потребуется немного времени, чтобы провести самоинструктаж – «учебный брифинг».

  • До начала работы просто установите себе цель.
  • Подумайте, какую выгоду вы получите от достижения этой цели.
  • Определите ту часть вашего рабочего опыта, которую вы избрали для вашей учебной цели.
  • Задайте вопрос, который поможет сфокусировать внимание на учебной цели.
  • Учебные приемы, которые вы будете использовать во время опыта.
  • Определите критически важные переменные - это нейтральные неоценочные характеристики процесса. Выберите для себя не менее пяти, из них одну в качестве главного фокуса внимания в этой деятельности.
  • Действия – что вы уже делаете или сделали из того, что соответствует этому опыту.

Приведу пример установочного листа, с которым мы работаем на тренинге. Его заполнила для себя Лиза.

После работы проведите «дебрифинг» - поразмышляйте о том, что вы наблюдали во время работы, какие выводы и возможно, новые шаги, необходимо сделать. 

Треугольник работы.

Тим Голви, автор книги «Работа как внутренняя игра», предлагает представить работу в виде треугольника с вершинами «результативность», «обучение» и «удовольствие».

Все три компонента взаимозависимы. Если сторона треугольника «обучение» увеличится, это повлияет на «результативность» и «удовольствие». А если удовольствие сильно уменьшить, это окажет отрицательное воздействие на обучение и результаты работы. В нашей работе, конечно, результативность выделяется больше обучения и удовольствия. Когда обучение или удовольствие игнорируются, страдает результат. Когда это происходит, руководство еще больше давит на результат, обучение и удовольствие уменьшаются больше и достичь максимума производительности не удается.

Удовольствие как часть работы.

Иногда мы думаем, что если это работа – наслаждаться тут нечем. А если не чувствуешь стресса или перегрузки, значит работаешь недостаточно старательно. Но все-таки, мысль о том, что люди должны получать удовольствие от работы, - если найдут работу, которая им нравится, или придумают способы сделать так, чтобы им нравилась их работа, - все больше распространяется в большинстве развитых стран.

Как же этого достичь? Давайте начнем с признания того, что мы обязательно что-то чувствуем во время работы. Выполним следующее упражнение.

Оцените свою жизнь на работе по шкале от 1 до 10, где 10 означает самое радостное состояние (удовольствие), которое вы когда-либо испытали во время работы, а 1 – самое нерадостное(страдание). Оцените свое состояние во время работы как радостное (оценка от 8 до 10), . Промежуточное (от 4 до 7), нерадостное (1-3). Пожалуйста, напишите 3 цифры: процент рабочего времени, проведенного в каждом из состояний.

Следующий шаг – задайте себе вопросы:

Что способствует удовольствию на работе?

Что способствует страданию?

Из ответов, которые дают участники семинаров «Стресс-менеджмент для бухгалтера», можно понять, что удовольствие на работе мы испытываем, когда чувствуем себя во время работы хорошо. Чем больше мы ценим свою жизнь, себя, свое время, тем меньше мы позволяем себе работать в состоянии стресса или страдания. Где бы мы ни работали, радость от каждого мгновения становится для нас важным приоритетом. Опыт показывает снова и снова, что только когда мы испытываем удовольствие, мы работаем лучше всего и можем принести наибольшую пользу компании. Попробуйте оценить уровень радости во время работы. Сначала будет заметна связь между рабочими обстоятельствами и уровнем удовольствия. По мере того, как вы начнете замечать радость как нечто само по себе достойное, вы научитесь отделять себя от результатов и трудных ситуаций. Это позволяет испытывать удовольствие независимо от обстоятельств. Такое разделение требует сознательных усилий, но оно того стоит. Иначе ваше удовольствие всегда будет зависеть от того, идут ли дела по-вашему.

Мы очень часто пытаемся проигнорировать то, что чувствуем на работе. Мы игнорируем это, не понимая, как это влияет на результаты, и не считаем это важным. Упражнение, описанное выше, можно использовать для ежедневной практики осознания удовольствия. При желании вы можете подумать о том, что повлияло на удовольствие или его отсутствие. Дайте шанс простому осознанию, прежде чем пытаться исправить ситуацию. К своему удивлению, вы поймете, в какой степени целительно осознание.

Как оценить отдачу от вложения вашего времени в работу?

Треугольник работы показывает, что компенсация за работу существует в трех формах. Помимо компенсации за результат – зарплаты, это также выгоды обучения и вознаграждение в виде удовольствия. Качество опыта, который мы получаем на работе, пожалуй, наиболее редко признаваемый результат работы. А ведь если мои способности растут, у меня будет еще больше для отдачи завтра, и поэтому, я смогу заработать больше. Удовольствие, получаемое на работе, дает дополнительную энергетику для жизни, а также стимулы для приложения дополнительных усилий, направленных на получение отличного результата работы. Поэтому прежде, чем вы решите менять работу, оцените возврат от вложений вашего рабочего времени (ROI – return of investment) по всем трем составляющим.

Тот, кто примет такое определение работы, может добиться гораздо большего от своей работы, чем просто результат ее выполнения, за который он получает деньги. Научившись смещать фокус с результата на процесс работы, мы сделаем большой шаг к работе без стресса.

Литература.

У.Тимоти Голви «Работа как внутренняя игра», Москва, 2005, изд-во «Альпина Бизнес Букс»

 

Бережливое производство, 5S и кайдзен - обучение, тренинги и семинары

При перепечатке активная ссылка на сайт http://www.intservis.ru/ обязательна


Поделитесь с друзьями и коллегами!

 
Copyright © 2006-2017 ООО "Интеллект Cервис" Rambler's Top100