КОНСАЛТИНГ, ТРЕНИНГИ, СЕМИНАРЫ, ПОДБОР И ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

Статьи / Кобрина Марина. Повышение эффективности работы персонала. Обучение или стандартизация

версия для печати

Автор: Кобрина Марина Николаевна
Тема: Повышение эффективности работы персонала

В сложившейся нелегкой экономической ситуации во многих компаниях остро встал вопрос повышения эффективности деятельности. В рамках решения этой задачи необходимо повышать эффективность всего персонала компании, начиная от руководителей и заканчивая рядовыми сотрудниками.

Конечно, начинать надо с головы. Но в России очень часто бывает так, что управленческие решения хорошие, а качество их реализации, мягко говоря, хромает. По этому мы остановимся на том, как улучшить качество работы рядовых сотрудников.

Мощным инструментом повышения эффективности работы персонала могут стать бизнес тренинги. Но тренинг, как и любой профессиональный инструмент, дает адекватную отдачу только в том случае, если профессионально применяется. Возможности тренинга как вида обучения (при правильном применении) очень широки:

  • тренинг дает возможность посмотреть на свою модель поведения со стороны;
  • поэкспериментировать со своей моделью поведения в безопасных условиях;
  • расширить свой поведенческий репертуар в профессиональных ситуациях;
  • обменяться опытом с другими участниками тренинга;
  • снять или значительно уменьшить естественное сопротивление участников обучения организационным изменениям;
  • диагностировать проблемные зоны подразделения или организации в целом.

Но в тоже время автоматизацию навыков, которые были получены участниками, тренинг не обеспечивает. Человеку необходимо минимум три недели для отработки навыка до уровня автоматизма. А стандартная продолжительность бизнес тренинга один – три дня. Кроме того, тренинг не меняет мотивацию сотрудников в долгосрочной перспективе. Как правило, после тренинга наблюдается подъем желания работать, но он обычно затухает за одну - две недели. Используя тренинг для повышения эффективности персонала необходимо учитывать эти ограничения.

При подготовке тренинга необходимо уделить особое внимание трем основным момента, которые оказывают самое существенное влияние на эффективность тренинга:

  • Точная и корректная формулировка целей тренинга – адекватная диагностика ситуации и понимание чего не хватает для эффективной работы сотрудников.
  • Правильный подбор группы участников и их мотивация на обучение.
  • Система поддерживающих и коррекционных постренинговых мероприятий, чтобы проконтролировать процесс внедрения полученных технологий и отработки навыков. А также подумать о том, как мотивировать сотрудников на применение новых методов работы.

Следующий момент, который необходимо учитывать при выборе инструмента для повышения эффективности работы персонала это то, что мы хотим улучшить. Тренинг лечит далеко не все организационные болезни!

Все, что мы делаем в организации для обеспечения бесперебойной работы, можно разделить на поручения, проекты, функции и процессы в зависимости от степени новизны и сложности задачи.

 

 

Просто

Сложно

 

Новое

 

Поручение

 

 

Проект

 

 

Повторяющееся

 

Функция

 

 

Процесс

 

Соответственно, применяемые подходы при повышении эффективности деятельности тоже должны быть различными. Если задача новая, но простая, то здесь достаточно применения инструментов тактического управления. Для новых и сложных задач целесообразно использовать методологию проектного менеджмента. А если задача повторяющаяся, то здесь стоит применять стандартизацию, как для простых функциональных обязанностей, так и для сложных бизнес процессов.

Подходы к обучению персонала в трех этих ситуациях также серьезно отличаются. Остановимся, к примеру, на повышении качества работы сотрудников при реализации повторяющихся функций и бизнес-процессов. В этом случае необходимо сочетание стандартизации, обучения и контроля. Наиболее эффективный подход при повышении эффективности работы персонала можно сформулировать в виде следующей последовательности действий:

  1. Разработка стандартов деятельности (что мы хотим).
  2. Разработка необходимых компетенций (каким сотрудник должен быть для этого).
  3. Предтренинговая диагностика либо оценка персонала (каких компетенций сотрудникам не хватает).
  4. Обучение по стандарту – проведение бизнес тренинга для выработки недостающих навыков.
  5. Реализация системы контроля исполнения стандарта:
    • проверка знания стандарта: опросники, тесты, кейсы;
    • проверка умения исполнять стандарт: процессный контроль (наблюдение за работой с клиентом, полевое сопровождение, ролевые игры);
    • проверка качества работы персонала в "полевых" условиях: выборочный контроль или полевой аудит («Таинственный покупатель» и т.п.).
  6. Постоянное совершенствование стандартов (реализация стратегии кайдзен).

Если работа по повышению эффективности персонала организована таким образом, то можно ожидать существенного прогресса. Конечно, и сам тренинг должен быть проведен профессионально. Другими словами, эффективность обучения зависит от двух основных моментов: от качества работы компании по организации процесса обучения персонала и от выбора компетентного провайдера, который может провести обучение с пониманием кого и чему он учит, а также имеет необходимые методики.

Конечно, повышение эффективности работы персонала – процесс длительный, не простой и дорогостоящий. Однако именно в этом процессе создаются уникальные конкурентные преимущества компании, которые не могут быть быстро скопированы вашими конкурентами. Именно эти конкурентные преимущества обеспечивают стабильный рост прибыли не зависимо от внешних кризисов и потрясений.

 

Корпоративные тренинги и семинары

Бережливое производство, 5S и кайдзен - обучение, тренинги и семинары


Поделитесь с друзьями и коллегами!

 
Copyright © 2006-2017 ООО "Интеллект Cервис" Rambler's Top100