Как развить ответственность у сотрудника с нуля

Что такое «Ответственность»? Википедия говорит Ответственность – отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий.

Ну а в реальной жизни чего мы ждем от человека, берущего на себя ответственность в профессиональной жизни? Опросив свой ближний круг, выяснилось: это принятие решений, проявление инициативы, разделение обязанностей, качественное выполнение своих задач, выполнение обещаний, держит слово. И хочу отметить, примеров безответственности за 3 минуты мне накидали даже больше, чем требовалось, поэтому не гружу вас этой информацией, вы и сами все знаете.

Что же такое «ответственность» в моем понимании… Многолетний опыт работы с людьми и разными компаниями показывает, что все мы ждем какой либо результат и желательно отличный от сотрудника, руководителя, партнера по браку и т.д.

Обращусь к Михаилу Задорнову и его исследованию русского языка и истории возникновения различных слов. Логика такова «Ответственность» = «Отвечать» = «Ответ держать», а это значит уже в начале пути осознавать последствия тех действий, которые ты планируешь предпринять, но еще и понимать что «Ответ» за «Результат» будут спрашивать с тебя. И ни какие истории про то, что задача недостижимая, времени не было, база висела, инструментов не было, клиентам ни чего не надо не прокатит! Если человек в полной мене осознает все риски выполнения задачи или не выполнения, последствий результатов для человека, подразделения, компании или семьи, где бы это не происходило.

Как развить ответственность у сотрудника с нуля

Но мы люди земные, из бизнес среды, поэтому ловите рекомендации, как развить ответственность сотрудника с нуля:

  • У каждого человека есть потребности, ради которых он напрягается на работе, это может быть: деньги конечно, комфорт, хорошие отношения с руководителем или коллегами, меньше напрягаться, развиваться, расти по карьерной лестнице, быть лучшим или публичное признание, чуть не забыла безопасность в своем будущем. Всегда при постановке задачи проговаривайте, как она удовлетворит актуальную потребность или наоборот обострит.
  • Дальше хочу рассказать Вам мой любимый анекдот: «Жили два фермера по соседству, держали коров и добывали молоко, но у одного надои постоянно росли, а у другого нет. И вот второй пошел подсматривать, что первый делает, ходил, смотрел и ни чего не нашел. Порода коров одна и та же, пасутся на одинаковых полях, пьют одну и ту же воду, корма одинаковые, количество поголовья тоже. Приходит к соседу и говорит «Ну как так что ты делаешь?» Сосед говорит: «Ну как же я их каждое утро мотивирую!». «Что? Удивляется сосед, коров? Это как?» Пойдем, покажу: заходят в коровник, дверь с пинка открывается и сосед громогласно «Доброе утро мои Буренки!» они ему «МУУУУУУ», «ЧТО СЕГОДНЯ БУДЕМ ДАВАТЬ МЯСО ИЛИ МОЛОКО!».

Мораль сей басни такова не все работают и живут по стратегии достижения и стремления удовлетворить свои потребности, к сожалению многие, и их большинство ориентированы на стратегию избегания: ответственности, новой работы, выхода из зоны комфорта, поэтому с такими людьми работает только демонстрация потерь и угроз в случае невыполнения поставленной задачи.

Пример задачи ориентированной на достижение: «Маша я вижу, что ты устала, поэтому давай ты, сейчас доделаешь отчет по продажам, я его проверю, и если все хорошо пораньше отпущу тебя домой, чтобы ты смогла отдохнуть и выспаться сегодня».

Пример задачи ориентированной на избегание: «Маша я знаю, как важно для тебя попасть на утренник к сыну сегодня после работы, но если ты мне не сдашь сегодня отчет о продажах, я не смогу пораньше отпустить тебя».

Наблюдайте за своими сотрудниками, определяйте, что ими движет. В постановке задач ориентируйтесь на стратегию подчиненного, а не на свою собственную. Все люди разные и ко всем нужен индивидуальный подход.

  • В завершении хочу вскрыть самый БОЛЬШОЙ СТРАХ ответственности! Вы наверняка уже догадались – это наказание за неудачу или не тот результат. У всех нас есть опыт, когда ты проявил инициативу старался, а тебя потом при всех тапком по мордасам или сделали козлом отпущения. Такой опыт формирует установку "Больше ни когда…..!» и в итоге мы получаем аморфных, вялых, безынициативных и не знаем, потом что с ними делать.

Лекарством от этого является очень простое и действенное средство «Поддержка» и «Проговаривание рисков» и как вы как руководитель «Дадите защиту сотруднику» в случае неудачи.

Пример: «Коллеги перед нами стоит задача повысить результативность нашего отдела, поэтому я прошу Вас, составить список идей и предложений что мы можем сделать, и что нас не устраивает в работе, как нашего подразделения, так и смежных с которыми мы взаимодействуем. Я сам пойду к высшему руководству презентовать наше предложение и буду говорить от всего нашего коллектива, так чтобы ни кто из вас не попал под удар. Вы можете отдельно проговорить свои проблемы, и я их подниму на общем собрании или сами высказать в общий круг для обсуждения».

Как видите разделять ответственность и давать поддержку легко, если сами умеете брать ее на себя!

В завершении своей статьи хочу поделиться Африканской пословицей «Если хочешь идти быстро - иди один, если хочешь дойти далеко - идите вместе». Только в Партнерстве и совместном принятии и разделении ответственности можно достичь результатов превосходящих наши ожидания!

Демченко Людмила

Бизнес – тренер, Коуч, Бизнес партнер компании «Интеллект Сервис»

Последние статьи

Контакты