Большинство сотрудников в расчетах и аналитике так или иначе используют программу Microsoft Excel. Этот мощный инструмент установлен практически на каждом офисном компьютере и доступен каждому. Но не каждый способен извлечь из него максимальную пользу.
Когда один сотрудник садится за компьютер и в течение пяти минут решает задачу в Excel, над которой другой бился неделю, то его могут счесть шаманом.
На самом деле, он просто хорошо умеет применять стандартные средства программы для решения управленческих задач.
Но в большинстве своем люди используют его с очень малым КПД, предпочитая традиционно выполнять рутинные операции вручную. Это приводит к хронической усталости и влечет за собой неизбежные ошибки в расчетах.
Но если вы организуете корпоративное обучение навыкам работы в Excel, то важно учитывать один нюанс, который может свести на нет вложенные усилия.
Обучение с обратным эффектом
Однажды предприятие в городе N решило обучить своих сотрудников инструментам работы с программой. Был приглашен сертифицированный Мicrosoft срециалист. Тренинг был качественный, люди изучили много инструментов, формул и методов расчета. Планировалось, что эффективность работы возрастет пропорционально вложенным средствам.
Но результат не оправдал ожиданий. Люди, прошедшие обучение разделились на две группы. Те, кто хорошо работали в программе до этого, стали работать еще лучше. У них открылись перспективы, появились новые идеи и их учеты сильно облагородились.
А у тех, кто не понимал и противился, горизонты закрылись. Непонимание разрослось, к нему добавилось ощущение "этот ваш странный эксель, это не для меня". Трудозатраты не только не снизились, но к ним добавились еще жалобы сотрудников на большую нагрузку.
Почему так произошло?
Правда в том, что люди отличаются от роботов тем, что помимо знаний и умений для отличного результата у них должно быть желание работать.
Это те самые две шкалы диагностики уровня подготовленности сотрудника.
И показатель по шкале компетентности сильно зависит от показателя по шкале мотивации. Желание и мотивация формируются тогда, когда человек не боится работать и испытывает интерес.
Практика показала, что большинство людей не любят Excel, опасаются писать формулы и пробовать новые инструменты. Они большую часть времени пребывают в стрессе от необходимости создавать таблицы и проводить расчеты.
Стресс – не самый лучший помощник в деле эффективности.
В результате негативная психологическая составляющая перевешивает инструментальную.
Какое обучение людям полезно
Наш опыт обучения людей Excel показывает, что важно в тренингах сочетать инструментальную и психологическую составляющую.
Важно говорить с людьми на понятном им языке и минимизировать стресс. Тогда пробуждается интерес, и люди начинают смелее расширять инструментарий.
Наши курсы по Excel не только и не столько про функции и формулы.
- Мы миксуем психологический и технологический подход, создавая тренинги про глубину и стратегии мышления,
- Мы помогаем людям решать управленческие задачи, формировать устойчивые навыки работы с информацией.
- Мы тренируем базовые принципы, на которых человек может дальше делать сам.
- Мы говорим о формулах человеческим языком на простых примерах, с любовью к людям и программе.
Большая часть нашей аудитории - как раз те, кто не любит и не понимает таблиц, но по должности обязан.
И именно эти люди показывают впоследствии отличные результаты.
Что в результате
Попутно люди влюбляются в Excel, тренируют алгоритмы поиска решений в ситуации, когда не знаешь как решить.
Как брать смекалкой, если не хватает знаний.
Как начать поиск решения, когда не ясен способ.
Как найти инструмент и где его искать.
Мы даже направление взгляда тренируем. Это не очевидно, но важно, как база.
На первой ступени люди еще неуверенно держат мышку, с убеждением "я вообще это не могу". Уже в середине дня начинают мыслить в сторону "а если вот так попробовать", "а что, если..." , и смело компилируют функции.
В такие моменты мы улыбаемся и говорим: "Ну а зачем кокетничали? Ну все же можете! ".
Очень ценны отзывы:
"Я никогда не буду прежней",
"Я теперь хочу сделать круто!"
"Оказывается все в голове... "
"Я не знал, что все так просто"
"Я реально напрягалась там, где не надо"
"Почему раньше я не видел этого?"
"Я поняла, почему в жизни у меня все вот так. Теперь знаю, как изменить. Я даже стану счастливее"...
Кто-то скажет, что с серьезными людьми надо по-серьезному.
С серьёзными да, а с живыми людьми надо по-живому!
Усложнять простое - дело нехитрое.
Делать сложное простым - искусство.