Как мы управляем подчиненными?

Далеко не все руководители, которых назначают на управленческую должность, знают как управлять подчиненными и умеют это делать. Особенно часто с этой проблемой сталкиваются линейные руководители и руководители среднего звена, которые в большинстве случаев оказываются на этом месте не осознано. Их назначают на должность  не потому что они хотят быть руководителями и управлять подчиненными, а руководствуясь принципом: «Ну, кто-то же должен!».

Мне самой пришлось через это пройти: 8 лет назад я стала директором компании. В своей жизни я встречала много разных руководителей, и думала, что управлять людьми совсем не сложно. Но когда я сама стала директором, все оказалось не так просто.

Мне пришлось пройти сложный и ответственный путь от назначенного директора до управленца. Сходные истории я часто слышу на тренингах, от линейных руководителей и руководителей среднего звена. Многие из них говорят: «Мы не управляем персоналом». В итоге получается, что между ТОП-менеджерами и исполнителями существует внушительная прослойка, а не отлаженная система управления. Как это влияет на эффективность производства и предприятия в целом? Негативно. Планы и задумки реализуются,  мягко говоря, не совсем так, как было задумано!

Почему так происходит? Дело в том, что управлять подчиненными и быть для них руководителем в полном смысле этого слова сложная задача, требующая постоянной работы над собой и непрерывного процесса обучения. Что же нужно чтобы эффективно управлять? Здесь есть три основных момента. 

О стилях лидерства и «третьем пути», который позволяет стать как я люблю говорить «целым менеджером» - смотрите мое видео "Третий путь в менеджменте".

Чтобы разобраться детальнее, важно понимать, что руководитель в своей работе прибегает к двум основным типам действий, когда влияет на подчиненных:

  1. Инструктирование (директивные, командные действия) – четкое разъяснение подчиненным что, как, когда им делать, а затем контроль за выполнением указаний. Предполагает - порядок, организацию, обучение и надзор.
  2. Стимулирование – вовлечение сотрудников в процесс решения задач и проблем, личностная поддержка и поощрение их усилий. Основные действия - спрашивать, выслушивать, объяснять, содействовать, хвалить.

Сочетание этих двух типов действий дает 4 основных стиля руководства:

  1. Инструктирующий стиль - много директивного поведения и мало поддерживающего поведения. Руководитель четко ставит подчиненному задачи, задает критерии хорошо выполненной работы, определяет подробный план выполнения задачи, обучает сотрудника и внимательно наблюдает за ходом работы. Руководитель сам решает проблему, подчиненный лишь реализует его идеи.
  2. Убеждающий стиль - сочетание инструкций и стимулирования. Руководитель продолжает давать указания, обучать и пристально следить за выполнением заданий, но он также объясняет свои решения, предлагает подчиненному высказывать свои рекомендации и поддерживает прогресс. Итоговое решение принимает все же руководитель, но при этом он опирается на мнение подчиненного. При выполнении задания руководитель оказывает сотруднику значительную поддержку, приветствуя инициативу и готовность к риску, слушает и поощряет. Он учит человека самого оценивать свою работу.
  3. Поощряющий стиль - мало инструкций и много стимулирования. Руководитель содействует и помогает подчиненному в его усилиях по выполнению задания и делит с ним ответственность при принятии решений. Он поддерживает инициативу подчиненного, выслушивает его предложения, поощряет и хвалит для укрепления его уверенности и мотивации. Руководитель редко дает рецепты, говоря о том, как бы он решил задачу. Он помогает человеку самому найти решение, задавая вопросы, и побуждая пойти на риск.
  4. Делегирующий стиль - минимум инструкций и стимуляции. Руководитель делегирует подчиненному всю ответственность за принятие решений и достижение результатов.

На наших управленческих тренингах мы помогаем руководителям осознать свой стиль управления, изучаем инструменты, применяемые в рамках различных управленческих стилей, тренируемся диагностировать подчиненных и понимать на каком уровне развития они находятся, учимся применять разные стили управления и использовать различные управленческие технологии в зависимости от ситуации. Это именно то, что нужно для того чтобы стать эффективным руководителем.

Как видите, управление не простая штука, но этому вполне можно научиться. Управленческие технологии – это, прежде всего, технологии - последовательность правильных действий. В управлении нет мистических и сакральных знаний. Так что стать эффективным руководителем совершенно решаемая задача. Этим просто надо заниматься!


Кобрина Марина 3 навыка эффективного руководителя

Кобрина Марина

Бизнес-тренер, консультант по управлению, директор компании "Интеллект Сервис"

mkobra@intservis.ru

Последние статьи

Лайфхаки в Excel

В этом Мастер-классе несколько полезных фишек для работы в Excel: Создаем таблицу удобную и краси...

Читать →

Контакты