Команда высокой эффективности: практические приемы на каждый день

«Успешные команды изо дня в день

делают то, что не под силу остальным.

Каждый день!»

Джеймс М. Хейдема, Кэрол А. МакКензи

В настоящее время наблюдается тотальный командный бум, предела которому не видно. Преимущества командной работы очевидны. В то же время далеко не каждый коллектив становится настоящей командой. И не каждая команда становится командой победителей, способной достигать действительно выдающихся целей как для себя, так и для каждого из ее членов.

Что необходимо знать и учитывать руководителям и лидерам команд для настоящего успеха? Как сделать формирование команды и ее достижения осознанными и гарантированными?

Пожалуй, самый системный, универсальный и удобный в применении инструмент, который помогает лидерам и руководителям как в повседневной деятельности, так и в кризисных ситуациях, описан Джеймсом М. Хейдема и Кэрол А. МакКензи в книге «Как создать команду, увлеченную своим делом. От разрушения к созиданию».

По принципу колеса сформированы и исследованы 8 позиций, которые ключевым образом влияют на команды. «Колесо» - это первый из инструментов, с которым мне хотелось бы Вас познакомить.

У «Колеса» три вращающиеся части – внутренний, ближний и наружный круг.

Внутренний круг (красный) содержит ключевые проблемы, с которыми сталкивается команда. Ближний круг (зеленый) содержит «лекарства», которые способствуют разрешению проблемных ситуаций. В «Колесе» их также 8. Наружный круг (синий) описывает положительные эффекты от своевременного и конструктивного разрешения проблемных ситуаций.

Проблемы команды

Чтобы Ваше дальнейшее чтение стало практически полезным, предлагаю  проанализировать Вашу команду с точки зрения восьми потенциальных «областей поражения» (внутренний, «красный» круг), выявить первоочередные зоны развития и ознакомиться с возможными способами «лечения» ситуации.

Ниже - вопросы для определения состояния каждого ключевого сектора командной работы. Оцените общий уровень ответов в каждом секторе по десятибальной шкале, где 1 – категоричное «нет» по большинству вопросов и явное или скрытое неудовлетворение текущим положением Вас или членов Вашей команды, а 10 – уверенное «да» по всем вопросам и полное удовлетворение текущим положением.

Результаты отметьте на соответствующей шкале приведенной ниже диаграммы:

Оценка команды

Сектор 1. Люди.

Подходят ли данные люди для данной работы? Сильны ли они в своем деле? Достаточно ли они компетентны как с профессиональной точки зрения, так и с точки зрения навыков межличностного взаимодействия и работы с людьми? Открыты ли они для всего нового? Преданны ли они команде и головы ли работать на общий результат?

Сектор 2. Общение.

Строится ли общение на принципах честности и открытости? Включает ли общение всех челнов команды? Все ли члены команды согласятся с этим утверждением? Существует ли расписание собраний и какова их посещаемость? Всем ли дают слово? Всех ли внимательно слушают? Все ли могут ли честно и открыто высказать свое несогласие по любому вопросу?

Сектор 3. Изменения.

Сохраняется ли стабильность в Вашей организации достаточно длительное время? Стабильна ли организационная, должностная структура и устойчив ли персональный состав? Способна ли команда своевременно адаптироваться к внешним и внутренним изменениям?

Сектор 4. Цели.

Есть ли у Вашей команды четкие цели? Всем ли они понятны? Ведут ли поставленные цели к выполнению миссии? Разделяют ли их члены команды? Есть ли у команды общая концепция (ясная картина будущего команды)?

Сектор 5. Гармония.

Являются ли отношения в Вашей команде гармоничными? Является ли гармония глубинной, а не просто видимостью? Может ли команда обрести гармонию, если она по каким-то причинам будет утеряна? Для всех членов команды «мы» важнее, чем «я»? Все ли члены команды признают заслуги общими и разделяют ответственность за общие результаты?

Сектор 6 Лидерство.

Четко ли выражены позиции лидера в команде? Существующее лидерство признается и не оспаривается всеми членами команды? Обладает ли лидер достаточными компетенциями как в профессиональной сфере, так и в работе с людьми? Предан ли лидер команде и готов работать на общий результат? Высоки ли этические принципы лидера?

Сектор 7. Роли.

Ясны ли членам команды их роли? Четко ли они распределены? Справляются ли члены команды со своими ролями без дополнительной подготовки? Способна ли команда на рационализаторские и новаторские идеи? Есть ли в команде творческие люди? Есть ли люди, продвигающие, разрабатывающие и реализующие новые идеи? Есть ли люди, отвечающие за выполнение ролей в команде, согласование ролей? Знают ли члены команды о ролях остальных участников и их значении? Прислушиваются ли члены команды друг к другу? Готов ли лидер выполнять свои функции?

Сектор 8. Развитие.

Все ли осознают уровни своего обучения и развития? Все ли понимают стадии командного роста и развития? Содействует ли профессиональное и личностное развитие членов команды командному развитию? Развивается ли команда?

Отметьте результаты Ваших оценок на соответствующих шкалах Диаграммы.

Соедините получившиеся точки. Насколько ровным получилось Ваше «командное колесо»? Какие сферы явно преобладают? Какие сферы отличаются низкими оценками?

Сферы с самыми низкими оценками, образующие «провалы» в периметре колеса – это зоны, требующие первоочередного развития.

«Способы лечения»

Создание, настройка и развитие команд в организации

  • Определение целей. Формирование концепции, понятной и всеобъемлющей миссии, сопоставление текущих целей с миссией, понимание и разделение общих целей всеми членами команды.
  • Определение ролей. Распределение ключевых ролей в команде в соответствии с личностными характеристиками ее членов, осознание всех командных ролей всеми членами команды, признание ценности каждого в общем результате.
  • Приемы развития. Разработка практичных приемов командного взаимодействия, в том числе приемов принятия решений, конструктивной обратной связи.
  • Установление основных правил. Разработка и обеспечение выполнения понятных и исполнимых правил взаимодействия, отношение друг к другу, предоставление (неразглашение) информации.
  • Организация собраний и взаимодействия. Внедрение принципов открытости и честности, включение всех членов команды в конструктивное общение, получение навыков разрешения конфликтов.
  • Развитие личности. Повышение профессиональных и коммуникативных навыков, создание системы информирования команды о той работе, которую выполняют ее члены, повышение открытости к инновациям.
  • Формирование доверия, гордости и увлеченности своим делом. Повышение доверия в команде, гордости за команду, увлеченность работой в команде.
  • Развитие команды. Выявление и развитие стильных сторон команды и ее членов, понимание всеми членами команды стадий развития команды (стадии формирования, конфликта, урегулирования и эффективной деятельности),  управление изменениями.

Обратите внимание, что сферы из красного и зеленого кругов не имеют однозначного соотношения. Поэтому используется именно модель колеса, в котором внутренний и ближний круг перемещаются и могут образовывать разные сочетания, приводящие к положительным эффектам, отображенным в наружном круге.

Именно подвижность всех частей «Колеса» позволят Вам одновременно держать под контролем все значимые аспекты существования Вашей команды и выбирать способы воздействия, максимально действенные в каждой конкретной ситуации.

Фирсова Елена

Последние статьи

Контакты